Учить ли дошкольника читать?! - Форум родителей Витебска
Вернуться   Форум родителей Витебска > Детская комната > Дошкольники

Важная информация

  Создать новую тему Ответ
Старый 24.12.2009, 11:35   #1
zima
Модератор
 
Аватар для zima
 
Регистрация: 04.03.2009
Адрес: Где-то в Витебске
Сообщений: 3,136
Имя ребенка: Владиша + Игореня


По умолчанию Учить ли дошкольника читать?!

это мое мнение по поводу букв. это моя составленная статья. была напечатана пару лет назад в мед.вестнике и здоровье и успех.
если есть желание ребенка к грамоте в раннем возрасте, в 3-4 года, то пожалуйста. но не надо фарсировать события.

Учить ли дошкольника читать?!
Можно привести достаточное количество аргументов против обучения чтению дошкольников.
«Отнимаем у детей детство. Пусть играют, пока малы!»
«Чему же тогда учиться в школе?»
«Чтение вредит зрению».
«Ребенок 5-6 лет не сумеет овладеть чтением» и т.д.
Однако аргументов за обучение чтению, грамоте все же больше. Обучать малыша 5-6 лет можно и нужно, потому что:
- нормально развивающийся пятилетний ребенок обладает достаточно сформированной устной речью (знает много слов, умеет связывать слова в предложения, рассказывает, чисто произносит звуки). Это является базой для развития письменной речи;
- раннее начало обучения грамоте способствует формированию орфографической грамотности (ребенок многократно видит, читает слово, запоминает его графический образ: «магазин», «молоко», «вокзал»);
- чтение развивает мыслительную деятельность, память, внимание;
- в процессе чтения происходит познание окружающего.
В детстве лингвистические способности детей ярко выражены. Речь ребенка еще находится в стадии формирования. Звуки еще не стали чем-то обычным, не замечаемым, как дыхание. Дети являются экспериментаторами в своих лингвистических открытиях. И дошкольники достаточно рано начинают проявлять интерес к буквам и многие родители, не ожидая момента поступления ребенка в школу, начинают знакомить детей с буквами, учить читать. Но обучение ребенка чтению начинается не с букв, так как буквы - это самая большая абстракция для его сознания. Если он будет знать весь алфавит, это не приведет его к чте¬нию. Звучащее слово, умение слышать и выделять звуки в словах - вот важнейший этап на пути ребенка к чтению. Наигравшись со звуками, научившись их слышать и выделять в словах, малыш сумеет постичь секреты слу¬хового слогообразования.
Для запоминания букв можно использовать следующие приемы и игры:
- найти заданную букву в массе букв разрезной азбуки;
- вылепить букву из пластилина, теста;
- сложить из спичек, палочек, веточек, мелких предметов (пуговиц, фасоли, крупинок, зернышек);
- угадать букву, которую написали на спине, на ладошке;
- написать букву на песке;
- написать мокрой тряпкой;
- написать на запотевшем стекле;
- на что похожа буква (О - колесо, В - очки без дужек);
- в старой газете заданную букву: зачеркнуть, обвести, проткнуть булавкой, две похожие буквы одновременно одну зачеркнуть, а другую обвести кружочком;
- превратить выложенную из палочек букву в другую. Из Н выложить П и т.п.;
- дописать недостающий элемент в букве;
- рассмотреть из скольких элементов состоит буква.
Сделайте надписи к окружающим ребенка предметам. И даже если вы не станете проводить с ним никаких занятий, каждый малыш благодаря особенностям периода детства, впитывая окружающее, интуитивно придет к восприятию письменности (чтению). Ребенок по слову вспоминает предмет, а по предмету - слово. Каждый ребенок с удо¬вольствием будет ежедневно читать свое имя. Сделайте слово-надпись имени ребенка, которое он видит ежедневно на своем шкаф¬чике, кроватке и т. д. Именно с имени ребен¬ка, самого близкого и знакомого с рождения ему слова, и начинается стимулирующей развитие познава¬тельного интереса к письму и чтению. Ребенок видит слово - свое имя. Он впи¬тывает его буквенное обозначение. Затем используйте имена чле¬нов семьи и слова, обозначающие части тела. Познание ребенка начинается с изучения семьи и своего тела.
По наблюдениям специалистов для каждого десятого ребенка научиться читать (а впоследствии и грамотно писать) - действительно проблема. Вполне возможно, что это дислексия - врожденное нарушение восприятия устной и пись¬менной речи. Это когда ребенок постоянно ошибается при чтении, с трудом может прочитать слово, по¬стоянно проглатывает или заменя¬ет буквы и даже вовсе не понимает смысла написанного. Большинство детей очень быстро осваивают этап «звук – буква», а дети с дислексией спотыкаются именно на этой фазе. Они не в могут связать звук и сим¬вол. Например, в русском языке звуков (фонем) - 39, а букв всего 33. Так, слово «кот» состоит из трех звуков: [к], [о], [т]. Но дислектики слышат слово «кот» как один звук.
У детей с дислексией в процессе чтения наблюдаются следующие основные типы ошибок:
• Замены и смешения звуков при чтении (п-н, п-и, п-т, у-и, ш-и, м-ш и других).
• Побуквенное чтение: нарушение слияния звуков в слоги и сло¬ва.
• Пропусках согласных и гласных; добавлениях звуков; перестанов¬ках звуков; пропусках, перестановках слогов и др.
• Нарушения понимания прочитанного слова, предложения или текста.
•Аграмматизмы (нарушения в падежных окончани¬ях, в согласовании существительного и прилагательного, измене¬ниях окончаний глаголов и др.).
Для детей с дислексией характерна вариабельность ошибок: од¬но и то же слово ребенок может прочесть и верно, и неверно, а ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому: «хотела-ходела-хотила-ходила»; «только-долька-долга»; «щука-чтука-щтука». Многие дети пытаются обойти трудности чтения пу¬тем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, но не на контекст, как это бывает у более старших детей: «выше-вышла»; «хотела-ходила».
Неуспешность в освоении навыков чтения может оказать отрицательное влияние на формирование личности ребен¬ка. Постоянные неудачи способны вызвать и закрепить та¬кие черты, как неуверенность, тревожность, замкнутость, зани¬женная самооценка. Поэтому больше всего дети, страдающие дислексией, нуждаются в эмоциональной поддержке.
Считается, что на¬выки чтения наилучшим об¬разом усваиваются от 5 до 7 лет. Если вы впервые заметили, что ребенок не в состоянии нормально читать, когда ему уже исполнилось 8-9 лет, потребуется уже два часа ежедневных специальных упражнений и помощь специалиста. Чем раньше вы сумеет разглядеть у ребенка симптомы дислексии и своевременно обратиться за помощью к логопеду, тем лучше вы сможете ему помочь.
__________________
Живи так, как хочешь ты, а не как ожидают от тебя другие. Не важно оправдаешь ты их ожидания или нет, умирать ты будешь без них. И свои победы одержишь сам! © Конфуций
zima вне форума   Ответить с цитированием
27 участников поблагодарили zima за этот пост:
Anasteisha (10.02.2013), anuta18 (24.12.2009), Belochka (09.01.2010), helga sh. (25.10.2012), Ksu (17.02.2011), Mama (24.12.2009), mamaDashi (22.04.2013), Marine (26.12.2009), nata5181 (17.02.2011), NATALKA (25.10.2012), Nicole (05.12.2012), olechka... (29.01.2012), Tanich (17.02.2011), Ulia2012 (03.07.2013), violka (21.01.2012), Zvezda_v_nebe (09.01.2010), Елена Соболевская (24.12.2013), Зайченок (09.01.2010), Инна Чирикова (09.01.2010), Кузькина мать (09.01.2010), Лена и Дети (24.03.2011), Любовь В (01.10.2014), мамАня (26.10.2012), Марина К. (15.02.2010), Настя Дамианова (21.04.2013), Романя (09.12.2013), Юлия Семёнова (22.01.2012)
Старый 09.01.2010, 09:20   #2
Анжелика
Модератор
 
Аватар для Анжелика
 
Регистрация: 07.08.2009
Сообщений: 16,062


По умолчанию Re: Учить ли дошкольника читать?!

Цитата:
Сообщение от zima
Учить ли дошкольника читать?!
По личным наблюдениям и рассказам учителей начальных классов, отмечается закономерность: чем лучше читает ребенок на момент поступления в первый класс, тем лучше он учится в дальнейшем.
Анжелика вне форума   Ответить с цитированием
7 участников поблагодарили Анжелика за этот пост:
*Natalik* (08.02.2013), helga sh. (25.10.2012), lapsik (25.01.2012), lisa (18.05.2011), Marine (24.09.2012), violka (21.01.2012), Лена и Дети (24.03.2011)
Старый 09.01.2010, 10:06   #3
Мариша
Консультант
 
Регистрация: 04.11.2009
Адрес: Витебск
Сообщений: 691


По умолчанию Re: Учить ли дошкольника читать?!

Я,когда шла в первый класс,не умела ни читать,ни писать(впрочем,как многие мои ровесники).И ничего,училась в начальных классах на одни 5,закончила школу с одной 4(остальные 5 ),с первого раза поступила в университет.Я не понимаю стремления нынешних родителей научить как можно быстрее ребёнка читать-писать.Одно дело,когда малыш сам интересуется,но совершенно другое,когда ему это навязывают.
Моей дочке 3 года.Считаем мы только таким образом:1,2,4(почему-то не любит число 3).Но по рассуждениям Лине никто не меньше 4-х лет.Так что по поводу знания букв-цифр мы абсолютно не заморачиваемся.Придёт время-научится.
А что касается того,что детки,идущие в 1-й класс и не умеющие читать,потом учатся с трудом,это скорее всего недостатки(или избытки) школьной программы.Видимо,она рассчитана на детишек,которые в школу приходят подготовленными.Остальные же детки не поспевают за вундеркиндами.Хотя утверждать не буду,т.к. с программой нынешних первых классов не знакома.
Мариша вне форума   Ответить с цитированием
4 участников поблагодарили Мариша за этот пост:
Arikaaririka (23.04.2015), Marna ya (17.12.2013), Варя (15.10.2013), ЖенечКа (23.07.2012)
Старый 09.01.2010, 10:20   #4
Анжелика
Модератор
 
Аватар для Анжелика
 
Регистрация: 07.08.2009
Сообщений: 16,062


По умолчанию Re: Учить ли дошкольника читать?!

Полистайте нынешний букварь. По нему читать не научишься. Там проходят все буквы по порядку, и сразу на каждую букву стишок, который надо прочитать. А когда все буквы прошли, тогда начинается как бы обучение чтению.
На первом собрании в первом классе учительница спросила чьи дети не умеют читать. Подняли руки четверо родителей. Она с этими детьми занималась индивидуально после уроков.
Не знаю, то ли в школьной программе не предусмотрены уроки обучения чтению, то ли все дети такие развитые, что учительнице некогда заниматься на уроке с теми, кто совсем не читает.
Мой сын в первом классе откровенно скучал после 18-го сада, где учили так, что ему хватило этих знаний на 2 года школы.
Анжелика вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.01.2010, 14:15   #5
Мариша
Консультант
 
Регистрация: 04.11.2009
Адрес: Витебск
Сообщений: 691


По умолчанию Re: Учить ли дошкольника читать?!

У нас в садике есть занятия по математике и чтению(это я как-то читала распорядок дня сташей группы).Я так подозреваю,что там будут деток учить читать-считать.Но всё равно мне непонятно почему этому не учат в первых классах?Родители стали прогрессивнее и стремятся детям больше вложить в голову знаний до поступления в школу?Под это подстроилась школьная программа?
Как я уже писала,моих ровесников,который к поступлению в школу умели читать,можно по пальцам пересчитать.Из моей садовской группы умела читать только одна девочка.И я бы не сказала,что наше поколение выросло глупым...
Мариша вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.01.2010, 14:26   #6
Анжелика
Модератор
 
Аватар для Анжелика
 
Регистрация: 07.08.2009
Сообщений: 16,062


По умолчанию Re: Учить ли дошкольника читать?!

Конечно. В моем первом классе тоже умели читать только несколько детей. А потом все научились и от этого глупее не были.
Но теперь если ребенок не читает на тестировании при поступлении в первый класс, его считают чуть ли не дебилом. Это сейчас профильные классы отменили. А так при поступлении были такие еще тесты. И нечитающему ребенку было место только в обычном классе, где собирались дети разные, во многих случаях из очень неблагополучных семей. И букву сответствующую этому классу давали Д, а потом в профильных класах весь год детей пугали: не будешь учиться или будешь себя плохо вести, пойдешь в Д класс.
Анжелика вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.01.2010, 14:44   #7
Лилия
Душа Нараспашку 2010
 
Аватар для Лилия
 
Регистрация: 06.11.2009
Адрес: Билево 2 и Московский 46
Сообщений: 16,482
Имя ребенка: Полюшка и Ванечка
ДР: 2004, 2012


По умолчанию Re: Учить ли дошкольника читать?!

Мы выучили все буквы в 3 года просто в процессе игры. Полина не проявляла сама интереса, да и не понимала для чего эти буквы нужны. Мы купили магнитную доску с буквами и играли... буквы ходили в гости к друг другу и каждой было свое имя так ненавязчиво все и запомнили, сейчас она уже читает, но быстро устает от длинных текстов я ее не заставляю она сама проявляет интерес к чтению, пытается быстро прочесть имена в бегущих титрах, названия магазинов и в аське любит пообщаться пока я не вижу в садике заставляют детей учить буквы и правильно читать слоги и дают домашнее задание родителям по изучению определенных букв с ребенком подготавливают руку к письму, дают домашние задания на выходные, и это в ходит в общую программу обучения, поэтому я думаю что к школе надо хоть немного но уметь читать, еще мы дополнительно посещаем кружки в садике по чтению, математике и английскому вылетает это конечно в копейку, но мне не жалко Поле очень нравится, да и привыкает к обязательным урокам, от которых нельзя отказаться. Пойдя в школу она не будет в списке отстающих, а так как она лидер по своему характеру то думаю она будет стараться до конца поддерживать свое лидерство в учебе. Да и у учителей в любимчиках обычно отличники а не те кто сидит на последних партах и играет в «крестики нолики» потому как у них нет интереса к учебе. А отношения учителя к ребенку очень важно для того чтобы ребенку нравилось ходить в школу, старательно делать домашние задание чтобы любимый учитель был доволен и похвалил. И если даже однажды домашнее задание не будет выполнено, то на это скорее всего закроют глаза, в то время как отстающему в очередной раз сделают неприятную запись в дневнике.
Лилия вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.01.2010, 15:58   #8
Мариша
Консультант
 
Регистрация: 04.11.2009
Адрес: Витебск
Сообщений: 691


По умолчанию Re: Учить ли дошкольника читать?!

И всё-таки я считаю,что у ребёнка должно быть детство с куклами-машинками,а не с буквами-цифрами.Я не говорю о детках,которые сами проявляют интерес к чтению.Не понимаю я родителей,которые чуть ли не с пелёнок учат ребёнка буквам(вернее заставляют учить).В наше детство всё было по-другому.Да и школа была другая.Куда мы спешим?!...
Мариша вне форума   Ответить с цитированием
Поблагодарили Мариша за этот пост:
Наталья 66 (16.11.2012)
Старый 09.01.2010, 16:06   #9
мамАня
Всегда рядом
В теме 2011
 
Аватар для мамАня
 
Регистрация: 01.01.2009
Сообщений: 20,979


По умолчанию Re: Учить ли дошкольника читать?!

Я, скорее, внутренне согласна с Маришей, и полагаю, что в детстве ребенку нужно набегаться-наиграться. Но умом понимаю, что времена нынче не те, что были лет 20 назад, информационный бум и все возрастающая скорость жизни требует воспитания подготовленных к школе деток, в том числе и с начальными навыками чтения.
мамАня вне форума   Ответить с цитированием
5 участников поблагодарили мамАня за этот пост:
alen 79 (24.09.2014), Arikaaririka (23.04.2015), lishnyaya (09.01.2010), marinkaexpert (17.06.2014), Zvezda_v_nebe (09.01.2010)
Старый 09.01.2010, 16:21   #10
Лилия
Душа Нараспашку 2010
 
Аватар для Лилия
 
Регистрация: 06.11.2009
Адрес: Билево 2 и Московский 46
Сообщений: 16,482
Имя ребенка: Полюшка и Ванечка
ДР: 2004, 2012


По умолчанию Re: Учить ли дошкольника читать?!

Цитата:
Сообщение от Мариша
И всё-таки я считаю,что у ребёнка должно быть детство с куклами-машинками,а не с буквами-цифрами.Я не говорю о детках,которые сами проявляют интерес к чтению.Не понимаю я родителей,которые чуть ли не с пелёнок учат ребёнка буквам(вернее заставляют учить).В наше детство всё было по-другому.Да и школа была другая.Куда мы спешим?!...
изучение букв никак не исключает игру с игрушками, для изучения их с ребеном достаточно 5 минут в день а в остальное время они просто лежат среди игрушек и он так же может с ними играть и почему обучение чтению, письму и счету до школы считается чем-то сверхестественным и если например ребенок сейчас не хочет учить буквы в 5 лет то где гарантия что он с удовольствием это делать в 1-м классе, а ко всему прочему помимо изучения букв в школе будет даваться еще море информации и ребенку будет труднее запомнить все и быстрее будет утомляться. И разве ребенка можно заставить учить что либо? Вы думаете что ребенок будет вас укорять об потеряном детстве, если например сидя в очереди на прием врачу к врачу он не носится по коридору а ишет с мамой на ярких плакатах знакомые буквы, придумывает свои слова на эти буквы, а если устал сидеть то можно попросить изобразить букву. И общение с мамой и не скучно. Кстати долгие походы во время беседы и игр тоже проходят веселее и дорога кажется меньше.
Лилия вне форума   Ответить с цитированием
2 участников поблагодарили Лилия за этот пост:
Инна Чирикова (09.01.2010), Лена и Дети (24.03.2011)
  Создать новую тему Ответ

  • Отправить тему на Google Google
  • Отправить тему на Facebook Facebook
  • Закладки

    Опции темы
    Опции просмотра

    Ваши права в разделе
    Вы не можете создавать новые темы
    Вы не можете отвечать в темах
    Вы не можете прикреплять вложения
    Вы не можете редактировать свои сообщения
    Смайлы Вкл.
    [IMG] код Вкл.
    HTML код Выкл.
    Быстрый переход


    Часовой пояс GMT +3, время: 17:55.
    Powered by vBulletin® Version 3.8.4
    Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd.
    Integrated by BBPixel ©2003-2018, jvbPlugin
    Перевод: zCarot
    Copyright ©2008-2014, ditenok.com. Hosted by FastVPS